Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 01:14



Меню сайта
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Ссылки
Форма входа
Главная » 2012 » Март » 13 » Давайте жить дружно!
13:57
Давайте жить дружно!
"Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, 
 как сто тысяч других мальчиков,- сказал Лис.- И ты мне не нужен. 
И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно      
такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь,
 мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный   
 в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете..."                  
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В нашем мире нас постоянно окружают люди. Это семья, одноклассники, одногруппники, коллеги, знакомые, приятели, друзья. В круговерти событий порой не замечаешь, что одни люди стали ближе, а другие, кого мы искренне считали друзьями, отдалились и ушли. Что же такое дружба? Насколько она важна для детей? И как нам помочь выстроить эти отношения в детском коллективе, об этом мы и поговорим сегодня.
В теме дружбы важны две базовые человеческие способности: умение устанавливать отношения с людьми и умение эти отношения сохранить. Нормальный человек решает эти задачи всю жизнь.
Детские психологи (Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон и др.) признают особую роль дружбы в жизни детей. Резюмируя их исследования, можно сказать о дружбе следующее:
•    Дружба — это первые теплые чувства, которые ребенок испытывает не к членам своей семьи. Одно из твердых убеждений детей младшего школьного возраста — родственники не могут быть друзьями: «Она мне не подруга, она — сестра». Дружба открывает новые возможности для удовлетворения тех потребностей ребенка, которые не были до сих пор удовлетворены в семье.
•    Количество друзей может быть разным. У детей дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, нет и не должно быть крепкой, интимной дружбы с одним другом или двумя. Такая дружба появляется позднее, в подростковом возрасте. Множество дружеских связей — вот норма для ученика начальной школы. В более старшем возрасте, наоборот, для них важен свой самый лучший друг и или небольшая компания друзей.
•    В дружбе возникает чувство «МЫ». Важнейшая функция детской дружбы — научить ребенка входить в детские группы, подчинять свое поведение интересам группы. «Чувство локтя», свободное подчинение групповым нормам, захватывающее единение в совместной деятельности, идея сотрудничества и справедливости складываются в потребность «быть частью группы».
•    Дружба учит отстаивать независимость. Вступая в контакты с другими, ребенок учится сохранять автономию. Уметь отказываться от общения, которое унижает тебя, ценить возможность побыть одному, уметь уйти из одной группы и присоединиться к другой, не испытывая чувства неполноценности, — эти задачи детских дружеских контактов не просто важны для развития личности ребенка: без их решения не будут полноценными сами дружеские контакты. Дружба, в которой постоянно нарушаются личностные границы (интересы) одного из участников, — неправильная дружба. Когда отношения становятся важнее сохранения чувства собственного достоинства, — это сигнал серьезного личностного неблагополучия.
Что значит дружить? Одинаковы ли представления о «плохом» и «хорошем» в дружбе? Все это совсем не банальные вопросы. Конечно, важным примером поведения в дружеских отношениях для ребёнка всегда будут его родители. Но в период школьного детства значимым будет и отношение к данной проблеме педагогов. Характер отношений между одноклассниками и друзьями в секциях и кружках, то есть то, чем будет наполнено для них слово «дружба», задается взрослым, и педагог — важнейшая фигура в жизни ребенка. Она наделена в его сознании материнскими функциями и авторитетом, порой превышающим родительский. Мудрый педагог старается использовать свой авторитет для установления справедливых правил общения в группе. Механизм очень прост: дети переносят в свои взаимоотношения те способы общения, которые предлагает педагог, общаясь с ними.
«Мы — команда», или чувство принадлежности
Мотив принадлежности к группе как важнейший воспитательный фактор впервые был описан Рудольфом Дрейкурсом, учеником Альфреда Адлера (который говорил о важной роли социальных чувств в жизни ребенка). Делать что-то на пользу той группе, к которой ты себя причисляешь, — необходимое желание для развивающейся личности. Чем более зрелой и сильной становится личность, тем шире социальная группа, к которой она себя причисляет, и для чьей пользы действует: моя семья, мой класс, моя школа, мой город, люди моего круга, моей национальности, моя страна, ... все люди на Земле. Так формируется «Гражданин Мира».
Как научить своих учеников по-человечески относиться друг к другу? Лучший способ — обратиться к анализу чувства принадлежности. Дрейкурс описал чувство принадлежности следующим образом — мотив принадлежности означает: «Я чувствую себя частью этого». Чувство принадлежности заставляет даже двоечников приходить в школу и оставаться в ней чуть ли не до закрытия; это же чувство объединяет учеников школы против чужих, тех, кто говорит о ней неуважительно, даже если сами они невысокого мнения о своей школе.
Схему Р. Дрейкурса можно назвать схемой «ученического счастья». Одна его часть — чувство интеллектуальной состоятельности. Ребенку хорошо там, где его не считают глупым, где с ним советуются, считают его экспертом, хотя бы в какой-то области. Он может быть компетентным в математике или английском, но и такие области жизни как футбол, человеческие контакты, «тридцать шесть относительно честных способов отъема денег» или ненормативная лексика также могут быть областью компетентности Вашего ученика. Более того, между этими областями нет принципиальных различий, когда речь идет о них как средствах взращивания в душе ребенка ценности класса и школы как места, где он принят. Ему дорого то место, где его ум оценен положительно. Соответственно верно и обратное: ребенку плохо там, где его постоянно сталкивают с собственной интеллектуальной несостоятельностью. В этом случае, чтобы сохранить лицо, он говорит: «Я не буду ничего делать, вы какую-то ерунду предлагаете». Он нападает, потому что выбирает роль не тупицы, а хулигана. То же самое в подобных ситуациях делаем и мы, взрослые, потому что роль хулигана, в отличие от роли глупца, не унижает. Показать успешность ребенка – вот наша главная задача.
Другая часть чувства принадлежности — чувство коммуникативной состоятельности. Мне хорошо там, где со мной общаются как с равным партнером, считают меня человеком, достойным общения. Как уже говорилось ранее, правила общения задает старший (в нашем случае педагог), дети же ориентируются на него. Если педагог не хочет выстраивать отношения, дети берут инициативу на себя. Их правила в этом случае далеки от гуманных. Они просто проверяют нас «на вшивость» и провоцируют на искреннее отношение, пусть даже негативное. Дети хотят видеть в своих педагогах друзей, а для педагогов иногда проще установить «статусные отношения»: учитель-ученик.
Третья часть чувства принадлежности — чувство своей незаменимости, нужности. Это желание внести вклад в жизнь группы. Вклады могут быть «по типу пользы» или «по типу вреда». Правила опять же задает взрослый. Если педагог сделал так, что в группе престижно помогать — дети будут помогать. Если педагогу все равно — будут вредить, и это тоже будет их вкладом.
Итак, чтобы отношения между детьми и педагогами складывались нормально, а ученики были счастливы тем, что они — команда, нужно:
♦    создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок в группе чувствовал бы, что он обладает презумпцией компетентности, хотя бы в какой-то области;
♦    дать понять каждому, что он достойный партнер по общению;
♦    предоставлять каждому возможность проявить свою «нужность», незаменимость, давать возможность вносить вклады «по типу пользы».
Именно на эти три области распространяется поддержка педагога: он одобряет идеи, предлагает вместе придумывать правила, облегчающие жизнь в группе, формулирует слова признательности за вклады «по типу пользы», придумывает поручение каждому, интересуется каждым, организует жизнь детей по правилу: «У нас в группе все помогают всем».

Категория: Педагогам в помощь | Просмотров: 1701 | Добавил: Mashik | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш опрос
Нужен ли психолог в дополнительном образовании?
Всего ответов: 31

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz