Ранее мы уже говорили о разных составляющих педагогического имиджа: внешнем виде, коммуникативных составляющих, манере поведения. А напоследок мы поговорим о самой сложной и самой незаменимой части - внутреннем имидже учителя. Можно профессионально выглядеть, грамотно говорить, следить за своими жестами и мимикой, но имидж, не подкрепляющийся постоянно внутренним осознанием себя как педагога, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
- адекватная самооценка, уверенность в себе;
- социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);
- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность педагога выступает как бы гранью перехода нашего личностного внутреннего «Я» во внешнее - продуктивное.
Практически у каждого ребенка есть свой самый любимый педагог. Именно к Нему он ходит с удовольствием, Его задания выполняются первыми, именно о Нем он впоследствии будет рассказывать своим детям. А почему именно этот педагог становится любимым? В этом как раз и проявляется внутренний имидж педагога, его оригинальность, непохожесть, экспрессия. Кроме того, идеальный с данной позиции педагог очень четко осознает себя педагогом, а значит стремится донести свою личность в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке. Ну а от самосознания педагога зависит и его, так сказать, внешнее самооформление. Именно педагогическое самосознание никогда не позволит учителю, будь он начинающий или уже опытный педагог, одеть подчеркнуто небрежный наряд, использовать неподходящие случаю слова и выражения.
Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Таким образом, имидж педагога знание исходных психологических принципов, обусловливающих его. Как нам представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции, самопознания и принцип постоянного саморазвития. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности учителя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. И пусть стереотипы человеческой жизни диктуют нам, что педагог - это что-то постоянно наставляющее, неимоверно скучное и унылое, мы-то знаем, что настоящий педагог – это Личность, которая ценит себя и окружающих, которая может многому научить и с которой уж точно никогда не бывает скучно.