|
Главная » 2011 » Ноябрь » 25 » Язык мой, друг мой?!
17:51 Язык мой, друг мой?! |
Мы начали разговор об имидже современного
педагога и остановились на том, что, без сомнения, внешний облик важен,
но далеко не всегда он имеет первостепенное значение. Далее речь пойдет
о так называемой коммуникативной составляющей педагогического образа. Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные
особенности общения учителя. Что и как мы говорим, умеем ли словом
настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы
демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и
ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми и, прежде всего,
детьми. Доказано, что 35%
информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% -
при невербальном. Речь педагога чаще становится предметом самоанализа,
хотя и здесь мы подчас не задумываемся о тех словах, которые мы
употребляем. В самом начале своей педагогической деятельности я вдруг
заметила, что при обсуждении какого-либо вопроса мои ученицы свое
высказывание стали заканчивать вопросом: «Да?». Задумавшись, я нашла
причину… в самой себе. Оказывается, я сама, рассказывая о
психологических теориях, феноменах и процессах, очень часто употребляла
этот вопрос. Видимо, сказалась моя неуверенность в собственной
педагогической квалификации. Дети же начали подсознательно копировать
речь своего педагога. Точно также дети копируют не только слова и
выражения, но манеру поведения, жесты любимого учителя. Поэтому педагогу
за своим образом нужно следить вдвойне, ведь так мы отвечаем и за
поведение наших воспитанников. Речь педагога не должна быть слишком
сложной и витиеватой, желательно использовать простые предложения,
понятные обороты. Бывает, дети стесняются переспросить, поэтому
непонятая ими информация так и останется непонятной. А от этого нужно
застраховаться. Еще одна
очень важная составляющая коммуникативного имиджа – невербальное
общение. Эта сторона часто оказывается на грани подсознания, за
пределами самоанализа. Наша походка, манеры поведения, жесты, мимика –
это говорит о нас больше, чем любые слова. И самая главная
характеристика, которую здесь уместно употребить – это умеренность. Наши
движения не должны быть слишком быстрыми, но и не откровенно
медленными, жестов не должно быть слишком много, мимические реакции – не
нарочиты. Конечно, смешно выглядит педагог, размахивающий руками во
время разговора. Дети считывают с нас эмоции и подсознательно принимают
их на себя. Ваша нервозность обязательно перейдет на ваших учеников. А
излишняя эмоциональность оттолкнет еще при первой встрече. Для улучшения
своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на
умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Как
показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие
затруднения в ситуациях первого контакта с учениками. Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую
динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе
является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», —
писал А.А. Бодалев. В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно
готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей».
Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен,
поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия. Я думаю, что многие педагоги знают и о значении закрытой-открытой позы
во время общения. Скрестив ноги, сложив руки на груди, мы подсознательно
закрываемся от общения с окружающими, как бы говоря: «Я в домике». Если
понаблюдать за группой, где педагог ведет занятие в такой закрытой
позе, мы заметим, что минут через пятнадцать общения дети начнут
«закрываться» следом за учителем. А в итоге нет единения группы, нет
взаимодействию с педагогом и, наконец, нет эффективной работы.
Откройтесь детям и они откроются вам. Нет сомнения, что в нашей речи, в наших манерах проявляется то
личностное, то наше внутреннее «Я». И каждый из нас понимает, что мы
можем ходить с распростертыми объятьями и улыбаться, но если
педагогическая деятельность не является важной частью нашей жизни,
установки по отношению к детям большей частью негативны, то построение
коммуникативного имиджа не поможет достижению целей нашей деятельности. А
это нужно говорить о самой важной составляющей нашего педагогического
имиджа – внутренней позиции педагога. Об этом мы с вами поговорим в
нашем следующем выпуске.
|
Категория: Педагогам в помощь |
Просмотров: 2079 |
Добавил: Mashik
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|