Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСреда, 27.11.2024, 15:59



Меню сайта
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Ссылки
Форма входа
Главная » 2011 » Ноябрь » 25 » Язык мой, друг мой?!
17:51
Язык мой, друг мой?!
Мы начали разговор об имидже современного педагога и остановились на том, что, без сомнения, внешний облик важен, но далеко не всегда он имеет первостепенное значение. Далее речь пойдет о так называемой коммуникативной составляющей педагогического образа.
Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим - все это влияет на восприятие нас другими людьми и, прежде всего, детьми.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Речь педагога чаще становится предметом самоанализа, хотя и здесь мы подчас не задумываемся о тех словах, которые мы употребляем. В самом начале своей педагогической деятельности я вдруг заметила, что при обсуждении какого-либо вопроса мои ученицы свое высказывание стали заканчивать вопросом: «Да?». Задумавшись, я нашла причину… в самой себе. Оказывается, я сама, рассказывая о психологических теориях, феноменах и процессах, очень часто употребляла этот вопрос. Видимо, сказалась моя неуверенность в собственной педагогической квалификации. Дети же начали подсознательно копировать речь своего педагога. Точно также дети копируют не только слова и выражения, но манеру поведения, жесты любимого учителя. Поэтому педагогу за своим образом нужно следить вдвойне, ведь так мы отвечаем и за поведение наших воспитанников. Речь педагога не должна быть слишком сложной и витиеватой, желательно использовать простые предложения, понятные обороты. Бывает, дети стесняются переспросить, поэтому непонятая ими информация так и останется непонятной. А от этого нужно застраховаться.
Еще одна очень важная составляющая коммуникативного имиджа – невербальное общение. Эта сторона часто оказывается на грани подсознания, за пределами самоанализа. Наша походка, манеры поведения, жесты, мимика – это говорит о нас больше, чем любые слова. И самая главная характеристика, которую здесь уместно употребить – это умеренность. Наши движения не должны быть слишком быстрыми, но и не откровенно медленными, жестов не должно быть слишком много, мимические реакции – не нарочиты. Конечно, смешно выглядит педагог, размахивающий руками во время разговора. Дети считывают с нас эмоции и подсознательно принимают их на себя. Ваша нервозность обязательно перейдет на ваших учеников. А излишняя эмоциональность оттолкнет еще при первой встрече. Для улучшения своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», — писал А.А. Бодалев. В.А. Кан-Калик отмечал: «Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей». Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.
Я думаю, что многие педагоги знают и о значении закрытой-открытой позы во время общения. Скрестив ноги, сложив руки на груди, мы подсознательно закрываемся от общения с окружающими, как бы говоря: «Я в домике». Если понаблюдать за группой, где педагог ведет занятие в такой закрытой позе, мы заметим, что минут через пятнадцать общения дети начнут «закрываться» следом за учителем. А в итоге нет единения группы, нет взаимодействию с педагогом и, наконец, нет эффективной работы. Откройтесь детям и они откроются вам.
Нет сомнения, что в нашей речи, в наших манерах проявляется то личностное, то наше внутреннее «Я». И каждый из нас понимает, что мы можем ходить с распростертыми объятьями и улыбаться, но если педагогическая деятельность не является важной частью нашей жизни, установки по отношению к детям большей частью негативны, то построение коммуникативного имиджа не поможет достижению целей нашей деятельности. А это нужно говорить о самой важной составляющей нашего педагогического имиджа – внутренней позиции педагога. Об этом мы с вами поговорим в нашем следующем выпуске.
Категория: Педагогам в помощь | Просмотров: 2079 | Добавил: Mashik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш опрос
Нужен ли психолог в дополнительном образовании?
Всего ответов: 31

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz